ДЕЛОВОЙ ПОРТФЕЛЬ
СОВРЕМЕННОГО БУХГАЛТЕРА

Программа "EREPORT" - это простой
и удобный инструмент для отправки
электронной отчетности.

Скачать Обновление
Скачать инструкцию к программе
RU UZ

Приоритетные направления реформирования налоговой системы

Приоритетные направления реформирования налоговой системы

 

- В последние годы одним из факторов, который отпугивает инвесторов, является предоставление льгот, носящих персональный характер. Льготы имеют, безусловно, стимулирующий характер для экономики. Но необходимо выбрать определенные отрасли, необходимые для развития государства. Сегодня огромное количество предприятий, использующих льготы, не показывает эффективность. Мы не получаем в бюджет достаточно средств, не видим их роста, не видим того, что они расширяют производство. За счет упрощенной налоговой системы они дробятся и не укрупняются.

Существующая налоговая система дала возможность вырасти малому бизнесу и обеспечила стабильность поступлений в бюджет. Бизнес готов к тому, чтобы открылись границы, готов к открытой и честной конкуренции. Перед нами стоит задача создать условия для развития экономики. Приоритетом остается инвестиционная деятельность и сохранение того капитала, который мы накопили в виде трудовых, сырьевых ресурсов и знаний.

Среди приоритетных направлений новой налоговой политики:

- создание конкурентной налоговой среды с "разумным налоговым бременем", стимулирующим инвестиционную деятельность и деловую активность и не препятствующим экономическому росту;

- создание стабильной и предсказуемой политики государства в отношении предпринимателей;

- приоритизация развития отраслей;

- выравнивание налоговой нагрузки.

Основная проблема заключается в том, что большая часть предприятий получает преференции, льготируется, таким образом, тяжесть налогового бремени ложится на крупный бизнес. Выравнивание и справедливое распределение налоговой нагрузки между участниками экономических процессов – основной момент концепции.

Следующее приоритетное направление – обеспечение стабильных поступлений в Госбюджет. Это расходы на пенсии, армию, лечение, образование. Мы не можем позволить себе оставить страну без денег, сказать, что налоговая нагрузка будет минимальной.

Любой предприниматель хочет жить честно. Ему сложнее прятать доходы, сложнее выдумывать схемы, проще платить честно. Давайте дадим налоговую нагрузку, при которой он будет честно платить в бюджет.

Малый бизнес перестал быть малым, мы его взрастили, он отлично работает. Но давайте смотреть правде в глаза. Большая часть крупного бизнеса раздробилась, ушла в упрощенную систему, потому что ищет оптимизации. Большинство предпринимателей боится выходить в общеустановленные налоги, потому что нагрузка утроится. Поэтому мы говорим, что упрощенной системы не будет, но никто не говорит, что не будет малого бизнеса. Изменение налоговой системы даст возможность малому бизнесу вырасти и превратиться в крупный бизнес.

Мы предлагаем отменить налог на прибыль юридических лиц, единый налоговый платеж, обязательные отчисления в государственные целевые фонды и налог на сверхприбыль.

Вместо этих налогов мы вводим налог на дивиденды для предприятий, которые зарабатывают свыше 1 млрд. сумов в год. А для тех, кто находится в зоне малого бизнеса и зарабатывает меньше, чем 1 млрд. сумов, мы вводим налог с оборота и ничего больше.

Налог на доходы физических лиц предполагает, что по факту бремя и тяжесть по обеспечению зарплаты ложится на предприятие.

Мы знаем, насколько сложны расчеты, как велики эти расходы, и, конечно, не каждый готов показать "белые" зарплаты. Мы убираем страховые взносы во внебюджетные фонды, единый социальный платеж и предлагаем оставить только налог на доходы физических лиц. Бизнесу надо перестроиться, в результате экономии ожидается, что повысятся зарплаты.

Налог на добавленную стоимость предлагается оставить на очень низком уровне, но сделать его общим для всех без исключения. Цепочка прерывания НДС, которая на сегодняшний день есть, ложится большим бременем на крупный бизнес. На самом деле, по сути, даже если вы видите НДС в счете-фактуре, вы его уплачиваете за счет вашего покупателя.

Акцизный налог будет снижаться, будет пересмотрен перечень товаров, которые им облагаются.

А налог на потребление бензина и дизельного топлива останется, по крайней мере, в течение некоторого времени. Он пополняет местные бюджеты и не оказывает большого влияния на бизнес-активность.

Налоги для недропользователей остаются, подходы к исчислению налога на землю будут пересмотрены, налог на имущество также остается. Однако сейчас ставка для юридических лиц очень высока, впоследствии она будет снижена до 1%.

Налог за пользование водой остается, поскольку это суперважный налог. Вода – ресурс, который сложно возобновляется, национальное богатство, которое мы считаем по каплям.

Единый земельный налог остается, поскольку хорошо себя зарекомендовал.

Вместо налога на сверхприбыль мы предлагаем ввести государственные роялти, потому что государство должно получать доходы от тех ресурсов, которые добываются, используются в предпринимательской деятельности и обладают высокой маржинальностью.

Гузаль ИСЛАМОВА, заместитель директора Национального агентства проектного управления (НАПУ) при Президенте Республики Узбекистан.